Воейков Александр Федорович
ВОЕЙКОВ Александр Федорович родился [30.VIII (10.IX).1779, Москва] в дворянской семье — поэт, журналист и критик.
Литературную деятельность начал в кругу Андрея Тургенева и Жуковского.
В 1791—96 учился в Благородном пансионе при Московском университете.
В 1796 вступил в конную гвардию и, видимо, примкнув к военным кругам, оппозиционно настроенным к правительству Павла I, подвергся гонениям, был уволен со службы и удален из Петербурга.
В 1801 вступил в «Дружеское литературное общество» (заседания обычно происходили в его доме на Девичьем поле), где произнес несколько резких тираноборческих речей, после чего за ним установилась репутация свободолюбца.
В 1804—1805 им были написаны две сатиры — « К С <перанскому> об истинном благородстве» (опубликовано под названием «К Эмилию») и «К моему старосте», в которых прославление простых добродетелей простого человека, хотя и не свободное от некоторого оттенка демагогизма, все же отчетливо связано с идущей из XVIII в. просветительской традицией.
В 1812 —13 находился в действующей армии.
В том же 1812 он написал патриотическое стихотворение «Князю Голенищеву-Кутузову Смоленскому».
В 1814—20 занимал кафедру русской словесности в Дерптском (Тартуском) университете.
В 1816 вышел отдельным изданием его перевод поэмы Делиль «Сады».
В 1820 переезжает в Петербург и становится профессиональным журналистом и критиком. Вовлеченный благодаря старым дружеским связям в круг писателей-карамзинистов, участник «Арзамаса», Александр Федорович в критике 1820-х гг. примыкает к сторонникам Жуковского, однако занимает самостоятельную позицию, тяготея к более традиционной литературной программе. Тяжелый характер и вошедшая в поговорку беспринципность Воейкова способствуют его постепенной изоляции. Одновременно совершается и переход Воейкова Александра Федоровича в лагерь политической реакции, особенно заметный во 2-й половине 1820-х и в 1830-е гг.
Как поэт, Александр Федорович тяготел к гражданской поэзии в духе традиций XVIII в. и описательной лирике.
Литературная известность Воейкова А.Ф. покоилась, однако, не на этих стихотворениях, а на его рукописных, не предназначенных для печати сатирах, которые, видимо, дошли до нас далеко не в полном виде. Наиболее известная из них — «Дом сумасшедших» — серия сатирических литературных портретов, карикатурных зарисовок современных Воейкову литературных и общественных деятелей.
Ранние варианты сатиры относятся к 1814 и связаны с литературной борьбой тех лет. Однако в дальнейшем Александр Федорович неоднократно перерабатывал стихотворение, меняя его состав и направленность.
После 1825 в «Доме сумасшедших» появляются сатирические мотивы политического характера, причем выпады против Булгарина, Греча, Клейнмихеля дополняются в 1830-х гг. строфами, направленными против Полевого и Белинского.
Литературная судьба Воейкова А.Ф. неотделима от истории салона его жены А. А. Воейковой — Светланы, как ее называли в дружеском кругу, по имени героини посвященной ей баллады Жуковского. Салон А. А. Воейковой был одним из литературных центров петербургских карамзинистов и играл заметную роль в художественной жизни 1820-х гг.
Умер — [16(28).VI.1839], Петербург.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.