18-й этап предоставляет последний шанс “выжившим” спринтерам проявить себя накануне «адской» связки Пампеаго-Стельвио. Нас ждёт быстрый этап, которому на официальном сайте Джиро присвоена всего одна звёздочка. Финиш в Веделаго станет заветной точкой тех, кто так и не смог завоевать победу в спринтерских баталиях на прошлых этапах. И если группа не будет слишком уставшей, то средняя скорость гонки по оптимистическому сценарию может быть равна примерно 46 км/ч. Такой этап почти не оставляет шансов отрыву.
Первая часть этапа пройдёт по известному историческому региону Кадоре (Cadore), принадлежность к которому обозначена в названии всех первых городков, через которые пройдёт пелотон Джиро. Сан-Вито ди Кадоре, Водо ди Кадоре, Венас ди Кадоре, Тай ди Кадоре, Пьеве ди Кадоре. Кадоре граничит с Австрией, Южным Тиролем и регионом Фриули-Венеция Джулия.
Ранее бедный регион теперь процветает, экономика Кадоре держится на туризме и маленьких предприятиях, специализирующихся на производстве изделий из стекла. Самый известный уроженец Кадоре - Тициан, родной город которого Пьеве ди Кадоре пелотон будет проезжать на 17-м км дистанции.
Этап стартует в Сан-Вито ди Кадоре (San Vito di Cadore) – это типичная альпийская деревушка, расположенная в 9 км от Кортины д’Ампеццо, финишного города предыдущего этапа. Сан-Вито популярен среди туристов как зимой, так и летом, он окружён сосновыми лесами и вершинами Анелато, Пельмо, Крода Маркора и Мармоле.
Летом Сан-Вито ди Кадоре привлекает маунтибайкеров и любителей пеших прогулок. Покровителем Сан-Вито ди Кадоре, что видно и по названию, является Святой Вит, христианский святой, римский мученик периода раннего христианства, убитый в 303 году. По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника.
Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.По неизвестным причинам в 16 веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. И действительно, на этом горном курорте поправить здоровье можно даже без «плясок» с помощью обычных прогулок по окрестностям.
Пелотон поедет по живописнейшим городкам провинции Беллуно и заглянет в Водо ди Кадоре (Vodo di Cadore), который называют «Террасой Доломит» из-за потрясающего расположения и вида на непроходимый южный склон массива Антелао (3264 м). В хорошую погоду Антелао видна даже с побережья Адриатического моря и с Венецианской лагуны.
Пьеве ди Кадоре (Pieve di Cadore) – родной город Тициана Вечеллио (Tiziano Vecellio), итальянского живописца эпохи Возрождения, чьё имя стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан родился в Пьеве ди Кадоре в 1480-е годы, точная дата его рождения до сих пор является предметом споров.
Он происходил из зажиточной и знатной семьи, представители котороый из поколения в поколение занимали видные посты и были преданы Венецианской республике. В десятилетнем возрасте вместе с братом он поехал в Венецию учиться у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Тициану не было и 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Его приглашали поселиться при дворе и испанский, и французский короли, но художник всегда возвращался в Венецию, которая стала ему родной.
Как-то Карл V сказал: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана». Когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору».Тициан прожил долгую жизнь, до последних дней он не прекращал работать. Свою последнюю картину, «Оплакивание Христа», Тициан написал для собственного надгробия. 27 августа 1576 года Тициана нашли мертвым на полу с зажатой кистью в руке. На следующий день, несмотря на эпидемию чумы и карантин, венецианское правительство приняло постановление похоронить с почестями великого художника в храме Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Вы, конечно, помните такие известные полотна Тициана, как «Кающаяся Мария Магдалина», «Похищение Европы», «Флора», «Венера Урбинская», «Даная», «Венера и Адонис», Венера с зеркалом», «Тарквиний и Лукреция».
В Пьеве ди Кадоре вы можете посетить дом Тициана, у которого своя история. Уже став известным художником, Тициан часто посещал родные края , а после смерти родителей владел домом и земельными угодьями вместе с братом Франческо, получая большую прибыль от торговли зерном и лесом. Позднее единственный наследник имущества великого мастера, его старший сын Помпонио Вечеллио, промотал отцовское состояние, а в 1581 году продал и этот дом, в котором за три с лишним столетия сменился не один владелец.
Дом много раз перестраивался по вкусу новых хозяев, о его существовании даже стали забывать. 5 сентября 1880 года в Пьеве ди Кадоре открыли памятник Тициану, приурочив это событие к 400-летию рождения мастера. Лишь в 1932 году родной дом художника был выкуплен местными властями, очищен от всех позднейших пристроек и предстал в своем первозданном виде.
На его фасаде установлена мраморная доска с надписью: «Кадор представляет своим гостям этот дом, в котором родился и вырос Тициан». Потом в доме, где родился Тициан, открыли музей, действующий и сейчас.
А пелотон тем временем продолжает двигаться по старинной дороге, связывающей все коммуны долины реки Пьяве.
На 62-м км дистанции пелотон заглянет в Беллуно (Belluno), один из красивейших городов провинции Венето. Расположенный в 100 км к северу от Венеции, Беллуно находится на территории Национального парка Доломити Беллунези (Parco Nazionale delle Dolomiti Bellunesi).
Название города происходит от кельтского «belo-dunum», что означает «великолепный холм», что отражает благоприятное расположение в долине.
Беллуно был основан ещё в 220 году до н. э. и впоследствии превратился в стратегически важную цитадель. Ещё в 10 веке город был окружён мощными стенами, а перпендикулярная планировка улиц осталась с римских времён. В 14 веке был построен второй ряд стен, отделённых от первого вырытыми канавами. Но когда Беллуно вошла в состав Венецианской республики, городу стало тесно в старых рамках, и он разросся за пределы стен. Сегодня Беллуно – это туристический центр, сердцем которого является Пьяцца Дуомо.
Холмистый ландшафт вокруг Беллуно привлекает любителей лыж зимой и велосипедного спорта летом. Многочисленные палаццо, живописные мосты, самый старых из которых был построен через реку Ардо в 1378 году, прекрасные фонтаны заставят вас задержаться в Беллуно хотя бы на пару дней.
Через 15 км после прохождения Беллуно в Санта Джустина начнётся самая сложная часть этапа, подъём протяжённостью 4,7 км со средним градиентом 3,1% и максимальным 8%, который приведёт пелотон в Чезиомаджоре (Cesiomaggiore). Любителям велоспорта эта небольшая коммуна, где проживает около 4 000 жителей, известна по Музею истории велосипедов (Museo Storico della Bicicletta).
Основатель музея Серджио Сандиво (Sergio Sanvido) велосипеду посвятил всю свою жизнь – он ремонтировал, реставрировал и коллекционировал велосипеды. Серджио Сандиво родился в 1928 году, а с 1946 по 1949 принимал участие в соревнованиях. Свою коллекцию двухколёсных «друзей» он начал собирать 20 лет назад, покупая велосипеды со всего мира. Так 29 июня 1997 года родился этот музей, который Сандиво сначала посвятил венецианскому велогонщику Тони Бевилаква (Toni Bevilaqua), чемпиону мира в гонке преследования 1950-51 годов. Тони Бевилаква выигрывал Париж-Рубэ (1951), был победителем 11 этапов Джиро, завоевал бронзовую медаль на чемпионате мира в гонке на шоссе 1951 года.
В 2007 году Серджио Сандиво передал свою бесценную коллекцию из 170 предметов коммуне Чезиомаджоре, фонд этого музея считается одним из самых лучших и полных не только в Италии, но и, возможно, во всей Европе. Все велосипеды, представленные в коллекции, поделены по тематическим группам и историческим периодам – вы сможете увидеть, какими были велосипеды для детей, велосипеды военного времени, туристические и спортивные модели. Самый старинный экспонат – велосипед 1791 года.
В коллекции музея есть не только итальянские, но и английские, французские и американские велосипеды конца 18 (!) – начала 19 века. На экране в центре музея демонстрируется фильм, рассказывающий всю историю велосипеда, а также историю Джиро и Тур де Франс и других престижных гонок.
Перед самым финишем пелотон проедет деревушку Фанцоло (Fanzolo), которая привыкла принимать туристов, так как там находится памятник ЮНЕСКО «Вилла Эмо» (Villa Emo), ставшая прообразом множества усадебных домов по всему миру.
Павел Муратов, известный русский путешественник и культуролог, назвал её «чистейшим воплощением венецианского жизнелюбия»: «С религиозным благоговением хранят владельцы виллы свое родовое жилище и создание великого художника. Ни реставрация, ни перестройка не коснулись посеревших от времени и непогод стен виллы Эмо; лишь зеленый плющ или поставленные в кадках темные деревца украшают ее портики или ее великолепную лестницу, поднимающуюся с земли во всю ширину фронтона».
Виллу Эмо спроектировал известный итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио (Andrea Palladio). Все свои виллы Палладио проектировал с учётом окружающей их обстановки.
Если зданию было суждено находиться на возвышенности , он устраивал все фасады абсолютно идентичными, чтобы строение со всех сторон выглядело одинаково хорошо. Большое внимание Палладио уделял двойственному назначению своих вилл: с одной стороны они должны были быть опорными пунктами при ведении сельского хозяйства, с другой — роскошными местами отдыха зажиточных купцов. Для обеспечения обоих этих функций сельскохозяйственные строения выносились в отдельные крылья, которые, тем не менее, располагались симметрично основному зданию виллы.
В конце 18 – начале 19 века такой тип дома, названный палладианским, пришёл в Россию и применялся в русском усадебном строительстве.
Двигаясь по зигзагообразному маршруту, проложенному по долине провинции Тревизо, этап финиширует в Веделаго (Vedelago). Веделаго дебютирует на Джиро. Это довольно крупная коммуна с16-тысячным населением, экономика которой базируется как на сельском хозяйстве, так и на промышленном производстве. Последние 5 км дистанции идеальны для спринтеров, которые ещё остались в пелотоне после тяжёлого горного этапа. До финиша дорога идёт под уклон, к тому же никаких сложных поворотов, только два с лёгким изгибом. Кто пересечёт финишную черту – спринтер, выживший в горах на прошлом этапе или универсал, увидим ли мы групповой спринт или победу отрыва, узнаем уже завтра.