Цитата сообщения La_belle_epoque
Париж был пьян Бакстом. Биография и рисунки, эскизы Льва Бакста
Цитирую пост
rodich2007:
БАКСТ, ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ (наст. имя и фамилия Розенберг, Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924), русский художник и сценограф. Родился в Гродно 27 апреля (9 мая) 1866 в семье раввина. В 1883 поступил по совету М.М.Антокольского вольнослушателем в петербургскую Академию художеств, где учился до 1887. С 1889 подписывал свои работы «Бакст» (от Бакстер – фамилия бабки по материнской линии). В 1890 продолжил учебу у Альберта Николаевича Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром. Путешествовал по ряду стран Европы (1891), в 1893–1899 брал уроки в частных академиях Парижа. Стал одним из основателей общества «Мир искусства» (1898).
Особое влияние на моду 1910-х гг. оказали театральные костюмы по эскизам Л.Бакста. Он не только был соавтором балетмейстера, так как его костюмы помогали эмоциональности жестов, подчеркивая национальное своеобразие движений в характерных танцах, но и стал непререкаемым авторитетом в вопросах стиля и моды. Его виртуозные стилизации на тему костюмов разных эпох и народов, контрастные цветовые сочетания, причудливые орнаменты и детали вызвали рождение новой моды в костюме.
А великолепные эскизы театральных костюмов Бакста стали образцами для иллюстраторов моды. В костюмах Бакста нашли новое воплощение две тенденции, которые уже существовали в искусстве второй половины XIX в., — увлечение экзотикой Востока и античностью.
Декоративные стилизации Бакста
отличают «вызывающие яркости» красочных пятен, которым, казалось, не ставят никаких пределов законы вкуса и формы.
В 1910г. весь Париж был взбудоражен премьерой балета «Шехерезада» -со сцены на зрителей обрушился настоящий «взрыв» ярких красок декораций и костюмов.
Парижане были покорены пряными ароматами Востока, которые веяли от прозрачных тканей, расшитых золотом и серебром, турецких шароваров, тюрбанов с разноцветными перьями: «Поражал вызывающий контраст ярко-зеленых занавесей и оранжево-красной плоскости пола, устланного ковром. На зелени свисающих тканей сверкали золото и чернь персидского орнамента. Как пламя горел и желто-красный костюм главного евнуха, и оранжевые шаровары танцующих перед шахом одалисок.
После «Шехерезады» в парижских салонах вошли в моду низкие диваны со множеством подушек, их хозяйки начали носить чалмы с эгретками и юбки, напоминающие шаровары. Бакст стал непререкаемым арбитром моды».
В этом спектакле балерины танцевали в костюмах без корсетов и с полуобнаженной грудью. В 1910-е гг. под влиянием «Шехерезады» и других ориентальных балетов в моду вошли прозрачные ткани, большие декольте и открытые руки, что получило название «нагая мода».
Эскизы Бакста были сразу же приобретены парижским Музеем декоративных искусств. Такое признание побудило Л.Бакста в начале 1910-х гг. обратиться непосредственно к женской моде — он рисовал эскизы костюмов для Дома «Пакэн», Однако на этом поприще его ждало разочарование — его эскизы оказались слишком сложными, чтобы превратиться в обычные платья. Идеи Бакста использовали модные портные, главным образом П. Пуаре, и они проникали в массовую моду.
В сезон 1911 г., который многие считают «апогеем» деятельности дягилевской антрепризы, осуществилась мечта Бакста о постановке балета на античный сюжет.
Для балетов «Нарцисс»
(1911 г.), «Послеполуденный отдых фавна» (1912 г.), «Дафнис и Хлоя» (1912 г.) Л.Бакст создал блестящие стилизации античных костюмов, вдохновляясь искусством Древнего Крита и греческой архаики.
Они передавали «аромат» древности и одновременно были необычайно современными (благодаря звучным цветам и стилизованным орнаментам, которые предвосхищали абстрактные рисунки 1920-х гг.) — в стиле «неогрек».
В эскизах декораций, костюмов Бакст становился формалистом. Он заслонял образ действующего героя, сюжет, сценарий собственной экспрессией, феерией красок, линий, узоров тканей и драпировок. По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства, историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник — «мастер стилевых странствований...» его «оргиастический симфонизм», «плотоядность».., склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но... к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности, иногда даже грубости. Все его «исторические стилизации» просто миф, маскарад, «баловство взора»... Даже проявления эротического у Бакста не углублены, как у Сомова, интеллектуальной иронией».
Характерно, что парижане, по откликам прессы того времени, так и воспринимали искусство Бакста как «варварскую, азиатскую экзотику». Его «буйный декоративный стиль» иногда называли словом барокко, поскольку он действительно ошеломлял своим богатством, но была в нем и своя тонкость, художественный артистизм.
Слава Бакста достигла апогея в Париже в 1914 г., когда он удостоился редкой для иностранца награды — ордена Почетного Легиона.
Но для своей родины он оставался просто евреем, которому, в силу закона о черте оседлости, не было места в Петербурге.
После признания в Париже он получил право на проживание в российских городах, но не успел им воспользоваться из-за войны. В 1923 г. путешествовал с лекциями по США. Скончался от апоплексического удара в Париже.