Пятница, 20.09.2024, 03:37

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Апрель » 29 » Образ сергея радонежского в искусстве. Номинация "Литературное творчество"
10:47

Образ сергея радонежского в искусстве. Номинация "Литературное творчество"





Образ Сергея Радонежского в изобразительном искусстве

“Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”. (Евангелие)
Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу, созывал людей на службу в храм. Самый большой колокол на колокольне весит десять тонн. Он был подарен монастырю русским царём Борисом Годуновым. А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры — Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского. Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи.
Почти 700 лет приходят люди поклониться преподобному Сергию Радонежскому, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому. Приходят со своими думами, мольбами, упованиями. Что уносят они с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надобно припомнить время, когда в народе жил страх и ужасы татарского нашествия. Это бедствие принесло не только материальное, но и духовное разорение, повергая народ в мертвое оцепенение. Примером своей жизни, высотой своего духа С. Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее.
Светлый образ Сергия Радонежского всегда волновал сердца людей. Начиная с начала XV века, когда было написано Житие Епифания Премудрого, и до наших дней образ Преподобного нашел отражение в литературных произведениях. В одних он выступает как главный герой, в других – как эпизодический герой. Но немало и произведений изобразительного искусства, посвященных Сергию Радонежскому. Два самых известных и значимых в русской живописи цикла картин, посвященных Сергию , создали художники Михаил Васильевич Нестеров и Николай Константинович Рерих. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой М.Нестерову с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Его картины «Видение отроку Варфоломею», «Юность Преподобного Сергия», «Труды Преподобного Сергия» – это одновременно и надежда, и вера в свой народ, и прямое к нему обращение, которое, как надеялся художник, могло быть воспринято и религиозным сознанием народа, и атеистическим сознанием интеллигенции, единых в оценке деяний великого старца. Самая значительная картина Нестерова, посвящённая Сергию Радонежскому, «Видение отроку Варфоломею», была написана в 90-е годы XIX века. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована слава. “Жить буду не я, — говорил он. — Жить будет «Отрок Варфоломей»”.
Говоря о другом художнике — Николае Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и с Индией, нужно вспомнить, что одной из самых значительных серий картин, созданных в Индии, были «Учители Востока». Среди полотен, посвящённых великим учителям человечества — Будде, Магомету, Христу, — есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отводил роль спасителя России во всех трагических поворотах её истории. Рерих верил в историческую миссию России. Русская тема не уходила из его творчества; с особой силой она возродилась в годы Отечественной войны. Рерих писал русских святых, князей и былинных героев, словно призывая их на помощь сражавшемуся русскому народу. Опираясь, как когда-то, на традиции древнерусской иконы, он пишет образ святого Сергия. По свидетельству Елены Ивановны Рерих, святой явился художнику незадолго до его кончины. «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа…», – так писал Рерих. Предчувствуя угрозу второй мировой войны, художник создает картину «Святой Сергий Радонежский». Преподобный стоит на Земле, возвышаясь до Небес, как бы защищая Русь от беды. В руках он держит храм и благословляет воинов, идущих на Куликовскую битву. Подпись внизу картины гласит: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую, первый раз при князе Дмитрии, второй раз при Минине, третий …» – далее следует многоточие. Эта подпись, сделанная художником в преддверии Великой Отечественной войны, говорит о том, что Рерих не только предвидел грозные испытания, ожидавшие русский народ, но и знал о духовной роли Святого Сергия в победе. Это пророчество сбылось в нужный срок, но оно было дано и на всё будущее нашей страны. Ведь главный подвиг Сергия заключается не в спасении от внешних врагов, а в поднятии духа народа, который одолеет все. Он видел в Сергии великого духовного Учителя, и потому образы подвижника, воплощенные в его картинах, несут такой сильный духовный заряд.
Особый интерес у художников, в том числе и у современных, всегда вызывало событие, связанное с именем Сергия Радонежского, которое стало переломным в истории России – Куликовская битва. Многие историки считают, что год 1380 следует считать годом рождения той духовной общности, какую мы теперь называем русским народом. После победы в Куликовской битве домой возвращались не брянские, не суздальские, не серпуховские люди. Возвращался с Куликова поля Великий Русский народ. Удивительно проявился в день Куликовской битвы провидческий дар Сергия Радонежского. Сергий «телом стоял на молитве в храме Святой Троицы, а духом был на поле Куликовом». Его ученик Епифаний свидетельствовал о даре Преподобного видеть внутренним взором то, что происходило за сотни верст. Время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и читал по ним молитвы. И, наконец, с радостью возвестил об окончательной победе. Гонец с Куликова поля только через 4 дня примчался в Москву с доброй вестью, а в Свято-Троицкой обители уже праздновали победу во славу русского воинства.
Для тех времен победа на Куликовом поле значила не меньше, чем 9 мая значит для нас сейчас. Она стала началом возрождения Руси, оказала сильное влияние на ход всей последующей ее истории, и самое главное – повлияла на характер русского народа. После долгого страха и унижения татарского ига, русские люди поверили в свою силу, в возможность победы над любым врагом. По словам историка В.Ключевского, «при имени преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, проверяет себя, пересматривает свой нравственный запас». Не это ли так нужно нам сегодня?
А сочинение мне хотелось бы закончить словами Б.Зайцева: “Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого... Через 500 лет, всматриваясь в его образ, чувствуешь: да, велика Россия. Да, святая сила ей дана. Да, рядом с силой, истиной мы можем жить”.




Источник: www.detisavve.ru
Просмотров: 5140 | Добавил: importins | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz