Непоследний день Помпеи
Папирусы
Раскапывая Помпеи и Геркуланум, археологи не рассчитывали найти памятники письменности, сделанные на мягких материалах — на папирусе, полотне или пергаменте. Ведь при извержении вулкана погибло все, что могло гореть. Но произошло чудо: в Помпеях, на вилле Луция Цецилия Юкунда, найден неповрежденный сундук, а в нем около полутораста исписанных цер. Сто двадцать семь из них уже прочтено. Остальные так крепко друг с другом склеились, что разделить их невозможно. По крайней мере, пока. К сожалению, те, которые посчастливилось прочесть, оказались бухгалтерскими документами. А в Геркулануме, в 18-ом веке, найдена целая библиотека — тысяча восемьсот греческих папирусов! Главным образом произведения Филодема. Большинство из них были найдены на месте так называемой Виллы Папирусов. Пока прочтена только небольшая часть. Насколько мне известно, эта находка была вообще первой находкой папирусов. После этого папирусы начали находить в Египте и по всему Средиземноморью в массовом порядке. Обращает на себя внимание и тот факт, что папирус, как дикое растение в Египте не обнаружен, даже Наполеон в свою бытность искал его там безуспешно, зато папирус чуствует себя хорошо в Сицилии, недалеко от древних Сиракуз. Вплоть до 20-го века там действовал кооператив по производству папирусной бумаги для удовлетворения потребностей туристов в «античных» сувенирах.
По сообщениям прессы, британским археологам удалось недавно установить новые методы расшифровки древних рукописей, поэтому обнаружение новых свитков представляется весьма важным, тем более, что после 18-го века ничего похожего в Геркулануме больше найдено не было.
Однако у сторонников немедленного продолжения раскопок в более глубоких слоях развалин есть и противники. Так профессор Эндрю Уоллас-Хадрилл (Wallace-Hadrill), признанный эксперт по Геркулануму считает, что Виллу Папирусов в данный момент нельзя полностью откапывать из под слоя пепла и лахара. По его мнению, форсированные работы могут привести к тому, что стены и кровля здания обвалятся, что может разрушить сохранившиеся свитки. Наверное ему виднее.
Существует книга 1792 года, в которой собраны письма некоего Хуана Андреса к своему брату Дону Карлосу Андрес, в которых описывается его путешествие по городам Италии в 1785 и 1788 годах. Посетил он и Помпеи с Геркуланумом. Хуан Андрес отмечает, что греческие тексты с Виллы Папирусов выглядят подозрительно похожими на греческие тексты ему современные:
"... и одна надпись, состоящая из совсем маленьких современных строчных букв показывает нам, что древние тоже такими пользовались. Видно также, что они уже тогда при письме использовали акценты и спиритус, что многие считали значительно более поздними приобретениями (если конечно не допустить, что эта строчка была дописана кем-то позже (Позже, в средние века?- Прим. Авт.) иной рукой)."
Хуан Андрес имеет здесь ввиду диакритические знаки — ударения и придыхания, которые, насколько мне известно, не встречаются в документах, датируемых ранее 2-го в. н.э. и их использование, наряду с пунктуацией и лигатурами, становится обиходным в средние века. Но, на самом деле, процесс стандартизации диакритических знаков получил своё завершение только с началом книгопечатания!
Мне почти нечего добавить к тому, что вы видите на фото. Поражает, что здесь еще что-то можно прочитать. То, что прочитано, висит в музее на стенах в виде плакатов. Остается только верить, что текст (всё на греческом) принадлежит сгоревшим дотла свиткам...
Рис. 5
Свиток папируса из Геркуланума. Национальный археологический музей Неаполя.
Рис. 6
Восстановленный текст одного из папирусов. Национальный археологический музей Неаполя.
Медицинские и инженерные инструменты
Помпейские инструменты практически неотличимы по форме и технике исполнения от современных, разве что из бронзы. Уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, зубоврачебные инструменты, скальпели... Обратите внимание на резьбу гинекологического инструмента (Speculum uteris). Без токарного станка? Насколько мне известно, винты с четырехгранными гайками появились к концу эпохи Возрождения, и делали их только вручную — напильниками или надфилями. Первый проект станка для производства винтов предложил в 1569 году Бессон (Франция). Но применил идею Бессона на практике часовщик Хиндли (Англия) только в 1741 году.
От Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 — 2 мая 1519) сохранился эскиз более совершенной машины — прообраза токарно-винторезного станка. В ней было сразу несколько революционных идей: во-первых, шаг нарезаемого винта можно было изменять подбором комплекта шестерен, во-вторых, резец находился не в руке у рабочего, а в жестком суппорте, в-третьих, использовалось постоянное направление вращения (в отличие от древних лучковых станков). То есть, говорить о винтах такого качества, которое я видел в Неполитанском музее, раньше конца 15-го века не приходится. Более того, на одном из интернет-сайтов мне попалась информация, что в Америке, в Американском Национальном Историческом музее, хранятся аналогичные гинекологические инструменты из Помпей, где центральный винт инструмента описывается как стальной. Может американцы, как обычно, что-то напутали, а может и нет, и винт действительно стальной. Сталь в 1ом веке н.э.? Вот незадача...
Сплавы из стали, используемые в хирургии, имеют историю более 300 лет. Первое упоминание датируется 1666 годом, когда Фабрициус, медик-хирург, впервые использовал стальные кольца для фиксации перелома, но бронзовые медицинские инструменты преобладали в медицине вплоть до начала двадцатого века, пока не появилась легированая хромом, нержавеющая хирургическая сталь. И это понятно. Оксидированая медь и сплавы из нее менее опасны для здоровья, чем ржавая сталь. Вплоть до наших дней профессиональные повара пользуются медными котлами и сковородами, как и их коллеги пивовары и винокуры.
То же самое можно сказать и о чертежных, столярных и прочих измерительных приспособлениях и приборах. До начала двадцатого века подавляющее большинство из них было изготовлено из бронзы.
Рис. 7
Инженерные инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.
Рис. 8
Медицинские инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.
Рис. 9
Медицинские инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.
Рис. 10
Медицинские инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.